buividas333 (buividas333) wrote in moe_net,
buividas333
buividas333
moe_net

Categories:

Искусственный интеллект будет править нашим миром?

Оригинал взят у buividas333 в Искусственный интеллект будет править нашим миром?

Директор Cambridge Analytica Александр Никс

Вы записались на прием к экстрасенсу или психотерапевту. Маг никогда вас не примет в ту же секунду, как вы заявили о желании отдаться в руки целителя – он берет паузу на изучение вашего цифрового следа в интернете. К началу сеанса психолог знает о вас больше, чем вы сами о себе, и волшебник красиво разводит жертву на бабки.


Британская компания Cambridge Analytica помогла Дональду Трампу выиграть президентские выборы в США с помощью технологий Больших данных и персонально таргетированной рекламы в интернете. До этого та же фирма работала со сторонниками Brexit в Британии, а теперь заключила контракт с французским "Национальным фронтом" Марин Ле Пэн. Правда ли, что неожиданные исходы голосований в разных странах – не провал социологии, а победа социологии нового типа? Правда!

Cambridge Analytica помогала Трампу, причем, по оценкам Никса, за относительно скромное вознаграждение, в общей сложности, порядка 15 миллионов долларов. С помощью анализа данных, которые оставляют в сети все пользователи интернета, специалистам компании удалось найти неочевидные связи и паттерны (например, что люди, предпочитающие машины американского производства, – готовые избиратели Трампа) и использовать их для таргетирования рекламы в интернете, для персонализации посланий, исходящих из штаба республиканского кандидата. Жителям квартала Маленький Гаити в Майями показывали информацию об отказе Хиллари Клинтон участвовать в ликвидации последствий землетрясения на Гаити, афроамериканцам – видео, где Клинтон сравнивает темнокожих мужчин с хищниками. Волонтеры Трампа получили подробный профайл жителей домов, где они собирались вести прямую агитацию.
Сложно сказать, насколько велико влияние, которое работа Cambridge Analytica оказала на исход выборов в США, но эта кампания – не единственный пример, когда в победителях оказываются именно те, кто нанял эту фирму. Так, еще в 2015 году услугами Cambridge Analytica начал пользоваться радикальный сторонник Brexit Найджел Фарадж. Швейцарское издание Das Magasin, недавно опубликовавшее расследование о деятельности Cambridge Analytica, рассказывает, что теперь компания получила контракт с французским “Национальным фронтом”, кроме того, в сотрудничестве заинтересованы некоторые политические силы в Швейцарии, Германии и, возможно, Италии.

Насколько опасна Big Data?
Сейчас каждый, кто не жил на Луне последние пять лет, знаком с термином Big Data. Этот термин значит и то, что все, что мы делаем — в интернете или «офлайн» — оставляет цифровой след. Покупка по кредитке, запрос в Google, прогулка со смартфоном в кармане, каждый лайк в соцсети: все это сохраняется. Долгое время никто не мог понять, для чего хорошего могли бы пригодиться эти данные — кроме тех случаев, когда в ленте Facebook всплывает реклама средств от гипертонии, потому что недавно мы искали в Google «как понизить давление». Непонятно было и то, чем же является Big Data для человечества — большой опасностью или большим достижением? Но с 9 ноября мы знаем на это ответ. Ведь и за предвыборной кампанией Трампа в интернете, и за кампанией в поддержку Brexit стоит одна и та же компания, исследующая Big Data: Cambridge Analytica и ее директор Александр Никс. Тот, кто хочет понять природу этих голосований (и природу того, что ожидает Европу в ближайшие месяцы), должен начать с примечательного события, произошедшего в 2014 году в британском Кембриджском университете. А именно, на кафедре психометрии Козинского.
Психометрия, которую иногда зовут психографией, представляет собой попытку измерить человеческую личность. В современной психологии стандартом является так называемый «метод океана» (по буквам OCEAN, анаграмму пяти измерений на английском языке). В 1980-е годы два психолога доказали, что каждая черта характера может быть измерена при помощи пяти измерений. Это так называемая «большая пятерка»: открытость (насколько вы готовы к новому), добросовестность (насколько вы перфекционист), экстраверсия (как вы относитесь к социуму), доброжелательность (насколько вы дружелюбны и готовы к сотрудничеству) и нейротизм (насколько легко вас вывести из себя). На основе этих измерений можно точно понимать, с каким человеком имеешь дело, в чем его желания и страхи, наконец, как он себя может вести. Проблема была в сборе данных: чтобы что-то понять о человеке, от него требовалось заполнить огромный опросник. Но потом появился интернет, затем Facebook, затем Козинский.
В 2008 году студент из Варшавы Михал Козинский начал новую жизнь: он поступил в престижный английский Кембридж, в Центр психометрии, лабораторию Кэвендиш, самую первую лабораторию по психометрии в мире. Со своими однокурсниками он придумал и запустил приложение для Facebook под названием MyPersonality. Пользователю предлагалось ответить на огромный список вопросов («легко ли вас вывести из себя в состоянии стресса? Есть ли у вас склонность критиковать окружающих?»), получив затем свой «профиль личности», а создатели приложения получали бесценные личные данные. Вместо ожидавшихся данных по дюжине однокурсников создатели получили информацию по сотням, тысячам, а затем и миллионам людей. Два докторанта собрали тем самым крупнейший «урожай» данных в истории психологических исследований.
Процесс, который Козинский сотоварищи разработал за последующие несколько лет, достаточно прост. Во-первых, тестируемый получает список вопросов, онлайн-тест. Из ответов на него ученые вычисляют личные ценности испытуемого. Далее, Козинский с командой изучают действия испытуемого: лайки и репосты в Facebook, а также его пол, возраст и место жительства. Так исследователи получают связи. Из простого анализа данных в сети могут получится необычные выводы. Например, если мужчина подписан на страничку бренда косметики MAC, он с высокой вероятностью является геем. Наоборот, сильный показатель гетеросексуальности — если человек поставил лайк хип-хоп группе Wu-Tang Clan из Нью-Йорка. Поклонник Леди Гаги с высокой долей вероятности экстраверт, а человек, ставящий «нравится» философским постам — интроверт.

Козинский и его коллеги беспрестанно совершенствовали свою модель. В 2012 году Козинский доказал, что анализа 68 лайков в Facebook достаточно, чтобы определить цвет кожи испытуемого (с 95% вероятностью), его гомосексуальность (88% вероятности) и приверженность Демократической или Республиканской партии США (85% вероятности). Но процесс идет дальше: интеллектуальное развитие, религиозные предпочтения, пристрастие к алкоголю, курению или наркотикам. Данные даже позволяли узнать, развелись ли родители испытуемого до его совершеннолетия или нет. Модель оказалась настолько хороша, что стало возможным предугадывать ответы испытуемого на определенные вопросы. Опьяненный успехом, Козинский продолжал: скоро модель смогла лучше узнавать личность после десяти изученных лайков, нежели его коллеги по работе. После 70 лайков — лучше, чем друг. После 150 лайков — лучше, чем родители. После 300 лайков — лучше, чем партнер. С еще большим количеством изученных действий можно было бы узнать о человеке лучше, чем он сам. В день, когда Козинский опубликовал статью о своей модели, он получил два звонка: жалобу и предложение работы. Оба звонка были из компании Facebook.
Только для друзей
Теперь на Facebook можно отмечать свои посты как открытые и приватные, «подзамочные»: во втором случае просматривать их могут лишь определенный круг друзей. Но для сборщиков данных и это не проблема. Если Козинский всегда запрашивал соглашения пользователей Facebook, современные тесты требуют доступа к персональным данным как обязательного условия для их прохождения.
Но речь не только об отметках «нравится» в Facebook: Козинский и команда могут оценивать людей по Большой пятерке критериев исходя из их юзерпика, фотографии в соцсетях. Или даже по числу друзей: хороший показатель экстраверсии! Но мы также сдаем личные данные, когда находимся не в сети. Датчик движения в смартфоне показывает, размахиваем ли мы рукой с ним, как далеко ездим (коррелирует с эмоциональной нестабильностью). Как замечает Козинский, смартфон — это огромный психологический опросник, который мы вольно или невольно заполняем. Что особенно важно, это работает и в обратную сторону: можно не только создавать из данных психологический портрет, вы можете искать среди этих портретов нужные. Например, обеспокоенные папаши, озлобленные интроверты, не определившиеся с выбором сторонники демократов. По сути, Козинский изобрел поисковую систему по людям.
Все явственнее Козинский понимал и потенциал, и опасность своей работы.
Всемирная сеть для него всегда казалась даром небес. Всегда хочется «вернуться», «поделиться». Это дух нового поколения, начало новой эпохи без физических границ. Но что случится, думал Козинский, если кто-то решит воспользоваться этой поисковой системой по людям, чтобы ими манипулировать? Он начинает ставить предупреждения на всех своих научных публикациях. Предупреждения о том, что его методы «могут нести угрозу благополучию, свободе или даже жизни людей». Но никто, кажется, не понимал, к чему он ведет.
Примерно в это время, в начале 2014 года, к Козинскому обратился молодой ассистент профессора по имени Александр Коган. У него был запрос от некой фирмы, заинтересованной в методе Козинского. Предложение состояло в том, чтобы проанализировать путем психометрии 10 млн американских пользователей Facebook. С какой целью, собеседник не сказал из соображений конфиденциальности. Козинский сначала согласился, ведь речь идет о больших суммах в пользу его института, но потом начал медлить с согласием. В итоге, он выжал из Когана название фирмы: SCL, Strategic Communications Laboratories («Лаборатории стратегических коммуникаций»). Козинский погуглил название компании. «Мы являемся глобальной компанией по управлению предвыборными кампаниями», — гласил сайт фирмы, предлагая маркетинг на основе психологии и логики. Фокус на влиянии на исход выборов. Козинский недоуменно щелкал по страничкам сайта, раздумывая, чем же может заниматься эта фирма в США. http://theins.ru/politika/38490

Ученый из Стэнфорда Михал Косински, развивший технологию сбора психометрических данных с помощью социальный сетей, открыл ящик Пандоры – теперь по активности любого пользователя фейсбука можно не только узнать все о нем, но и манипулировать им – именно это произошло с миллионами британцев, проголосовавших за Брекзит, и с американцами, поддержавшими Дональда Трампа. По крайней мере, именно это следует из опубликованной в декабре статьи швейцарского журнала Das Magazin, которую Spiegel уже назвал расследованием года. Republiс поговорил с Косински, чтобы узнать о сути его исследований и о том, насколько его технология в действительности повлияла на исход двух сенсационных голосований.
Михал Косински глубоко занимается исследованиями в области Big Data с 2010 года – большую часть этого времени – в качестве сотрудника Психометрического центра Кембриджского университета, а с 2015 года – доцента Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета. Из более чем десятка научных публикаций с его участием следует, что Косински с коллегами научился «читать» личность человека через анализ его активности в соцсетях. Кроме определения психотипа, анализируя большие данные, ученые добились определенного успеха в том, чтобы прогнозировать поведение человека.
Широко известными и за пределами научных кругов работы Косински стали еще несколько лет назад: помимо научных журналов о его исследованиях писали Independent и Telegraph. Но настоящая слава пришла к Косински после декабрьской публикации в Das Magazin. В статье рассказывается о том, что один из коллег Косински по Кембриджу, Александр Коган, тайно передал методику, разработанную Косински, компании Cambridge Analytica, которая впоследствии стала консультантом Найджела Фараджа и Дональда Трампа. Эта компания, правильно использовав данные миллионов избирателей, смогла существенно повлиять на исход референдума по Брекзит и привести Трампа к победе, пишет Das Magazin.
Как рассказывает издание, с началом кампании в поддержку Брекзит в Великобритании Косински начал получать письма, в которых его обвиняют в создании настоящей «бомбы» в области психометрических данных и их использования. Сам ученый настаивает, что никогда не имел прямого отношения к Cambridge Analytica и ее разработкам.
IQ-тесты и «цифровые следы»
– Мы на самом деле обязаны Брекзитом и Трампом вам?
– Я думаю, что это очень сильное упрощение всей истории. Прежде всего, хотел бы заметить, что психометрика – это очень старая наука. Некоторые даже говорят, что ей тысячи лет. По сути речь идет об измерении психологических особенностей – персональных качеств, интеллекта. В прошлом мы судили о них по большей мере с помощью опросников. Я уверен, что вы хоть раз такие заполняли или хотя бы сталкивались с ними: это мог быть какой-нибудь IQ-тест, например. Даже тесты в школе – это метод психометрических измерений. Что бы мы ни измеряли – уровень счастья, депрессию или характер человека – это все психометрика.
Проблема в том – и это то, на что я и другие исследователи пытались обратить всеобщее внимание еще несколько лет назад, – что в прошлом психологические исследования проводились с помощью анкетирования, сейчас же мы можем сделать то же самое, используя «цифровые следы» (digital footprints). То есть использовать все следы поведения, мыслей, языка, которые можно подглядеть у человека в онлайн-среде. Получить представление о вас можно, например, анализируя данные о вашем передвижении в пространстве.
У всего этого есть потрясающий потенциал применения: представьте, что у кого-то может не быть времени или денег, чтобы заполнить психологическую анкету для того, чтобы найти нужную работу или найти подходящий курс психологического лечения или получить совет, касающийся карьеры. Теперь для того, чтобы найти ответы на многие вопросы, можно использовать все эти инструменты по анализу «цифровых следов». Создание таких инструментов очень дешево и их можно применять к миллионам людей сразу. То есть у этих технологий есть замечательные возможности. Но они также несут в себе большие риски. Ведь если мы можем обнаружить и собрать самые разнообразные сведения из жизни миллионов людей без их ведома, это означает очень серьезное проникновение в их личную жизнь. https://republic.ru/posts/77143

ПЯТЬ моих книг на ЛитРес: http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas-8515579/
Tags: НЕ может быть
Subscribe
promo moe_net february 23, 2013 16:38 19
Buy for 50 tokens
НЕ сомневайся - все средства от размещения постов в промо-блоке сообщества НЕ равнодушных совсем НЕ испортятся и НЕ пропадут. Мы их НЕТ-НЕТ ДА И потратим ! НЕ обязательно на рекламу сообщества. НЕ исключено, что хватит оплатить платный аккаунт. НЕ скупись творить добро ! НЕ проходи мимо ! НЕ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments