buividas333 (buividas333) wrote in moe_net,
buividas333
buividas333
moe_net

Category:

Великая Вероника

Оригинал взят у buividas333 в Великая Вероника


Это статья Мадина Тезиевой для газеты «Владикавказ». Мое знакомство с Вероникой Борисовной Дударовой состоялось в Москве в самом начале «лихих» 90-х. Я училась на первом курсе ВКСР (Высшие режиссерские курсы при Госкино СССР). Госкино уже не было (СССР, впрочем, тоже), но в моем студенческом удостоверении золотыми буквами было вытеснено: «Госкино». Это давало нам право ходить без билетов на театральные премьеры и концерты, чем мы и пользовались.

Так я попала на концерт МГСО (Московского государственного симфонического оркестра) под управлением Вероники Дударовой. На этом концерте у меня и родилась мысль: сделать темой своей первой курсовой киноработы дирижера-женщину. После концерта я зашла за кулисы и представилась ей. Сказала, что хочу снять о ней фильм. Она приняла это благосклонно. Идея понравилась тогдашнему директору Северо-Кавказской студии кинохроники Владимиру Акоеву. Он дал «добро». Но мой педагог-кинодокументалист на Высших режиссерских Джемма Фирсова была против. Она сказала, что куда более опытные режиссеры, чем я, не осилили эту тему. И что для первого фильма надо выбрать что-то другое. Она пригласила композитора-авангардиста Николая Каретникова побеседовать со мной. Он рассказал много интересного о Дударовой-дирижере и посоветовал хорошенько подумать прежде, чем браться за столь сложную тему. Помню, что он сравнивал Дударову с Плисецкой (в том смысле, что обеих очень трудно снимать на кинопленку). Я никого не слушала - стала ходить на репетиции Дударовой… Она в тот период была очень увлечена творчеством «полузабытых» русских композиторов 18 века. Помню, что оркестр под ее управлением разучивал произведения Калинникова. В моей голове родилась режиссерская концепция фильма: построить его на контрасте – уличного «раздрая», распада огромной страны и собирания ее воедино через музыку, через духовность, через культуру.
В этом пространстве духовности Вероника Дударова была демиургом. Она излучала сильную энергетику. Музыканты оркестра не то что боялись ее – они ее чтили. Жили материально очень тяжело и подрабатывали в разных местах. Однако никто никогда не решался отпрашиваться с репетиций.

«Огненное BOLERO»
И вот…пришло время съемок. Из Владикавказа в Москву мы привезли поездом два вагона киноаппаратуры. Оператор Алан Моргоев (тогда он был студентом ВГИКа) определил точки съемок. И тут Дударова спрашивает: «Вы партитуру читаете?» Я что-то мямлю насчет того, что у меня собственная партитура – режиссерская, в которой главное – это изобразительный ряд. Она говорит, что терпеть не может, когда играет один инструмент, а показывают - другой. Говорит об это долго, обстоятельно. Приводит примеры. «Ужасающие», с ее точки зрения. Говорит мне, что из всех документалистов уважает только автора фильма об Альфреде Шнитке: «Эта режиссер разбирается в музыке, до того, как придти в документальное кино она закончила отделение оперной режиссуры». У меня на глазах появляются слезы. Она нежно и в то же время властно берет меня за руку и говорит: «Если вы действительно хотите стать режиссером, которому доверяют музыканты, вам надо пройти у нее практику. Хотите, я сделаю Вам протекцию?». Я пытаюсь ей объяснить, что она срывает мне курсовую работу, что меня отчислят из вуза. Пытаюсь надавить на родственные связи. Говорю, что мать моего отца – Дударова, что мы родственники. Бесполезно! Главное для нее – это Музыка. Все остальное – второстепенно.
Прошло много лет… 5 декабря 2016 года в Художественном музее им.М.Туганова открылась фотовыставка «Огненное BOLERO», подготовленная Театральным музеем РСО-А. «Главное в жизни – музыка, остальное – неважно», - читаю я на одном из стендов слова самой Вероники Дударовой. «Ее дирижирование, жесты имеют нечто общее со сверкающим языком пламени» (пресса ГДР). «Общение с Дударовой дороже любых наград. Это стимул к дальнейшему совершенствованию, новым сочинениям и поискам» (композитор Ацамаз Макоев). «Было настоящим удовольствием видеть пластику Дударовой. Даже балерина, наверное, заболела бы от зависти. Руки как крылья».
«Властью, данной нам народом республики, позвольте открыть эту выставку», - говорит замминистра культуры РСО-А поэт Чермен Дудаев. Он описывает свои ощущения от выставки: «Каждая фотография была полна жизни, экспрессии, катарсиса». Он цитирует слова поэта Кажешевой, сказанные в день смерти Кайсына Кулиева: «Полоснула меня сегодня не боль, а радость. Ты БЫЛ, Кайсын»! Вероника была у нас у всех, есть и всегда будет!
Мадина Тезиева для газеты «Владикавказ»

ПЯТЬ моих книг на ЛитРес: http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas-8515579/
Tags: НЕвозможное возможно
Subscribe
promo moe_net february 23, 2013 16:38 19
Buy for 50 tokens
НЕ сомневайся - все средства от размещения постов в промо-блоке сообщества НЕ равнодушных совсем НЕ испортятся и НЕ пропадут. Мы их НЕТ-НЕТ ДА И потратим ! НЕ обязательно на рекламу сообщества. НЕ исключено, что хватит оплатить платный аккаунт. НЕ скупись творить добро ! НЕ проходи мимо ! НЕ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments